Дорасти до ребенка

Сайт посвящен детям. Их воспитанию, развитию, играм.

Как воспитать у ребенка ответственность?

Давно меня волнует этот вопрос: "Как воспитать у ребенка чувство ответственности?" Наша бабушка вообще считает, что это самое главное, что должно быть у человека, что все проблемы, беды и неприятности возникают от того, что у кого-то ее - "ответственности"  нет. Вероятно, она в целом права.
Так как же воспитать, привить ребенку это чувство?

Оказывается эта тема широко обсуждается в интернете. Ввела в Яндекс запрос и тут же получила целый ворох статей. Ну что ж, выделим основней моменты, которые я нашла.
Воспитать:
1) ответственность за свои поступки. Ну да, это можно. Если за провинностью следует наказание, за исполнительностью - поощрение, то это дает ребенку уверенность в стабильности и правильности мироздания. Но это еще не вся ответственность.
2) доверять работу по силам, уважать личность малыша и предоставлять допустимую свободу. Согласна. Для формирования личности, характера очень важно предоставитьсвободу, открыть мир для ребенка. И в некоторых неопасных ситуациях разрешить даже совершить ошибку, чтобы ребенок понял, что все в жизни взаимосвязано.
3)ответственность за игрушки, потом за домашних любимцев, потом за друзей...
4) ответственность за сказанные слова

В принципе, нет особенных сложных правил. Но тогда почему некоторые взрослые лишены этого качества напрочь или оно у них сильно ущемленное и деформированное получается? Ответственность за твоих родных и близких, ответственность за своего ребенка... Или некрепко привитое в детстве потом отваливается? Часто слышу, что наше поколение во многом инфантильно. Особенно это касается мужчин. Может, эта инфантильность и подавляет чувство ответственности? Мир кажется ненастоящим, проблемы мелкими (особенно проблемы других), чувства выдуманными, действия игрушечными.

13 коммент.:

Olga-ekb 25 ноября 2011 г. в 21:22  

По-моему, в любом ребёнке есть ответственность и если не задавить эту черту, из него обязательно вырастет ответственный взрослый.

Мария Юнак 26 ноября 2011 г. в 11:59  

@Olga-ekb может и так. Но тогда вопрос все равно остается, только звучит иначе:"как не задавить в ребенке чувство ответственности?" Предоставить больше свободы и заботы о чем-то и ком-то? В принципе - это почти те же ответы, что и раньше. А безответственных взрослых с каждым годом все больше.
Почему распадаются семьи?
Почему дети без отца?
Почему семьи голодают?
Почему ссоры, скандалы при детях?
Все от безответственности родителей...
Так как воспитать ребенка, чтобы он не стал таким?
Свой пример? Ну да, конечно. Только еще что-то нужно.

Olga-ekb 27 ноября 2011 г. в 16:46  

Мне кажется, ответственность развивается в тех семьях, где ребёнку доверяют: доверяют принимать решения, доверяют делать что-то, доверяют заботиться о себе. К сожалению, слишком многие и слишком часто забывают о том, что человек (в том числе и ребёнок) себе не враг и он непременно сделает доверенное ему наилучшим образом.

Футажи для монтажа 29 ноября 2011 г. в 08:46  

Это настолько широкая тема и так много здесь ньюансов.
Но в воситании ответственности, мне кажется, есть несколько ключевых моментов.
- Излишне не опекать ребенка
- Приучать к самостоятельности
- Доверять ребенку
- Давать возможность ребенку ошибатся

Мария Юнак 29 ноября 2011 г. в 10:09  

@Светлана Билецкая
да я тоже так думала. но некоторве знакомые взрослые имели почти полную свободу и самостоятельность в детстве. некоторые даже работали лет с 15. а к 30-40 годам ответственность из них выветрилась. почему?

Футажи для монтажа 29 ноября 2011 г. в 10:52  

@Мария Юнак Мария, ответственность в детстве не гарантирует ответсвенности во взослой жизни.

А еще важно "что мы подразумеваем под ответственностью?", "не слишком ли мы много требуем от других людей?", "принимаем ли мы других людей с их сильными и слабыми сторонами?".

Здесь такая тонкая грань, что можно легко назвать человека безответственным только потому, что он по-другому смотрит на этот мир.

Мария Юнак 29 ноября 2011 г. в 13:07  

@Светлана Билецкая
да вот как раз хочется ответственности именно во взрослой жизни. А дело не в мировоззрении, а в поступках.
Если папа ребенка вместо игр и прогулок с малышом или зарабатыванием денег сидит за компьютером и играет;
Если мужчина (женщина) создавшие семью, проводят время с друзьями и любовницами (-ками);
Если родитель кричит на ребенка матом, да и просто......
Разве это все не безответственностью называется?
По отношению к членам твоей семьи, к детям, к тем же любовницам (-кам)...

Футажи для монтажа 29 ноября 2011 г. в 14:50  

@Мария Юнак
Мария, это очень обширная тема.
То, что Вы описали - это результат, за которым стоит какая-то причина.

Думаю, важны некоторые моменты:
- Важно работать над СОБОЙ, а не пытаться изменить других.
- Если такой человек рядом с нами, то ПОЧЕМУ так случилось? для ЧЕГО нам нужнна такая ситуация?

Мария Юнак 29 ноября 2011 г. в 20:34  

@Светлана Билецкая
ну всегда в каждой ситуации, конечно, какие-то свои причины и основания. но факты очень уж похожи у всех. А все мы родом из детства. Значит в детстве мы чего-то не добираем, раз так потом снбя безответственно ведем. разве не так?

Morskaia 30 ноября 2011 г. в 18:27  

А мне кажется самое главное воспитывать самостоятельность...А с ответственностью не переусердствовать. У меня очень сильное чувство ответственности и иногда из-за нее мне было тяжеловато на работе:)

Футажи для монтажа 1 декабря 2011 г. в 08:41  

@Morskaia
Согласна, мне тоже ближе понятие САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.

Мария Юнак 1 декабря 2011 г. в 09:25  

По-моему, самостоятельность и ответственность - это разные вещи. Можно быть более чем самостоятельным и при этом крайне безответственным.

Костюченко Мария 8 декабря 2011 г. в 16:23  

@Olga-ekb
Я вот хочу с Олей согласиться. Думала, что написать. но более четко вряд ли скажу.
Оля, как приятно, что мыслим одинаково ;)

Отправить комментарий

Обо мне

Моя фотография
Мария Юнак
Мне 35 лет. Играю в физику и всех приглашаю в неё играть, вместо того, чтобы бояться)))
Просмотреть профиль

Бесплатная книга

Читатели

Технологии Blogger.

Архив блога