Дорасти до ребенка

Сайт посвящен детям. Их воспитанию, развитию, играм.

Заставлять нельзя отпустить

  Сейчас много спорят о том, нужно ли заставлять ребенка учиться, рисовать, играть на музыкальных инструментах (все это в принципе одно направление).
Есть теория, согласно которой ребенку нужно предоставить максимально возможную свободу, помогать только тогда, когда малыш просит об этом. Не ограничивать творческий порыв рамками времени (пора спать), шаблонами (надо играть "ля" вторым пальцем, а не третьим), строгими нотациями (рисуй, я сказала!). О такой теории я писала здесь.
   Но есть и другая теория, вернее ссылка на авторитет истории. Моцарта отец заставлял, принуждал практически силой заниматься с 3-х лет. И из него получился Моцарт, великий композитор. Мать И. Минухина, великого скрипача, говорила, что революции и землетрясения не помешают занятиям и не заставят ее отменить распорядок дня. И вообще, если почитать биографии, то получается, что всех великих людей в детстве именно заставляли заниматься.
Какая же теория верна? Или обе, только к разным детям подходы разные? И как понять, какая подходит именно моему ребенку? Может быть, он сам будет все делать как надо, а может, без понуждения забросит важные дела.

17 коммент.:

Аля 10 октября 2011 г. в 19:28  

Мария, я понимаю это так.
Можно заставлять ребенка что-то делать, а можно проявить твердость и не позволить бросить на самотек все предыдущие усилия ребенка.
Наверное, родители перечисленных известных людей знали (подозревали) об отличных способностях своего детища, знали о том, что ребенок может достигнуть намного большего, если проявит терпение и выдержку. В детстве эти качества надо воспитывать, развивать.
Да что в детстве!
В юности я хотела похудеть, пыталась сидеть на диетах и ходила на аэробику. Вот тогда мне не хватало проявления твердости со стороны мамы. Мама же наоборот, переживая, что я чахну ( якобы))), не пыталась мне помочь в этом плане, а наоборот готовила очень вкусные блюда. От которых, я естественно, не могла отказаться, хотя и очень старалась)))
Я бы тогда хотела, чтобы меня заставили ходить на аэробику и не есть, что не положено

Olga-ekb 11 октября 2011 г. в 09:48  

Стимулировать - да, заставлять - нет.

Мария Юнак 11 октября 2011 г. в 12:23  

Альфия, наверное, я все-таки соглашусь с вашей точкой зрения. "Свобода - это осознанная необходимость", как сказал не помню кто. А ребенок пока эту необходимость не осознает

Olga-ekb, а как это стимулировать, не поняла?

Костюченко Мария 11 октября 2011 г. в 22:25  

Мария, согласна с Ольгой, заставлять нельзя.
Я под стимулированием понимаю то, что надо найти к ребенку подход. Выяснить, что ему хочется. как-то подбодрить, может пообещать сюрприз, елси он проявит выдержку и терпение и доведет начатое дело до конца. Но если ребенок наотрез отказывается от чего-то. будь то занятия или что-то еще, то заставлять нельзя, будет только хуже

Настя Солнечная (ТМ СКРАПБУРГ) 11 октября 2011 г. в 23:21  

Считаю, что мнение насчет некоей твердости имеет логическое зерно. Я всегда своему старшему сыну говорила, говорю и буду говорить, что если взялся, то не бросай начатое на половине пути - заверши хотя бы какой-то этап. Это у нас касалось наших секций и кружков: начал ходить в начале года, значит, до летних каникул ты занят. Особого сопротивления с его стороны не было - он просто сразу это принял, как данность. В этом случае большее зависит от маминой последовательности;-) Мамы же чаще сами стимулируют бросить все, так и не начав. Причем, многие навязывают своим детям собственные нереализованные "хотелки".
Есть еще один очень важный момент, который, мне кажется, упускают многие, - это ИСКРЕННЯЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ в том, чем занимается ребенок. И это не просто привести-увести, а действительно проявлять искренность, поощрять ребенка делиться, радоваться за его успехи. И не пропускать важные мероприятия, связанные с его увлечением или даже просто занятием. Замечу, что об этом значительно проще рассуждать, чем следовать;-) По себе знаю: мой старший сын занимался 4 года танцами (причем, был солистом ансамбля). Вот за всё это время был один-единственный случай, когда я не смогла в приоритет поставить присутствие на отчетном концерте (при желании, можно обо всем на свете договориться...ПРИ ЖЕЛАНИИ). А он как раз его и помнит...
Спасибо за тему!)

Irene 12 октября 2011 г. в 01:37  

Да, тема хорошая.
Для начала одна история. У меня есть знакомая девочка 15 лет, полька. Она стала мне рассказывать про своего парня: и в футбол играет, и бегать любит, и физикой занимается, и на скрипке играет. Я удивилась: "парень в 15 лет играет на скрипке?!". - "Да".- "И ему нравится?" - "Нет". - "А почему играет?" - "Потому что родители заставляют".
А теперь по теме. Могу сказать, что все должно быть в меру. Я довольно демократичный родитель. И все же я за твердость и правила. Много свободы - тоже не всегда хорошо. И у меня даже есть примеры, когда и излишнее давление, и излишняя свобода приводят к неприятным последствиям. Часто излишней свободой задаривают своих детей родители, у которых в детстве были очень жесткие и твердые родители, и которые поклялись, что не будут своего ребенка заставлять что-то делать так, как это было с ними. А излишним давлением усердствуют родители, которые не знают, как по-другому. При том, что и те, и те родители очень любят своих детей.
Однако заставлять - это одно, а соблюдать определенные правила - совсем другое. Пример свободы и правил:
В этом году моя дочка сказала, что не хочет ходить в бассейн. Для меня это было ох как нелегко, потому что с 10 мес. мы ходим в бассейн, плаваем, ныряем и греемся в сауне. Но у дочки были свои причины отказаться. В замен она попросилась на акробатику. Я согласилась. Это ее жизнь и ее выбор. И я не смотрю, что ей 3,5 года, потому что верю в ее самостоятельность и осознаность. Однако, я согласна с Настей, мы договорились доходить до конца года. Потому что метаться из стороны в сторону - тоже не хорошо. Захочет ходить дальше - будет ходить, не захочет - через год будем искать танцы, например.
А что до домашних занятий - языком, творчеством, гимнастикой - то здесь совсем другие правила, к которым нужно уметь адаптироваться в первую очередь маме. Если мама запланировала позаниматся сегодня языком, а ребенок хочет повырезать, то тогда или придется вырезать, говоря на иностранном языке, или отложить языковое занятие до следующего раза.
Это своего рода вечно изменчивое баллансирование между правилами и свободой. Назвается гибкостью. Больше твердости и доверия своему ребенку, и все будет хорошо!
Еще раз спасибо за тему! :)

Мария Юнак 12 октября 2011 г. в 12:41  

Настя, хорошо это вы сказали. Мама должна сама быть последовательна, доводить начатое до конца. Да, это самое трудное. Во всяком случае для меня( Я вот Сеня ругаю иногда за непоследовательность, но, скорее всего это он у меня увидел и научился(

Irene, а если ребенок не захочет заниматься языком и в другой раз, тогда что?

Irene 12 октября 2011 г. в 14:36  

Мария, ждать.
У меня такое было. Дочка отвергала общение на английском. И мне приходилось стиснуть зубы и перестать какое-то время предлагать. Я ждала. И дождалась. Она сама теперь спрашивает как по-английски сказать то или иное выражение, сама с удовольствием поет песни и слушает книги.
Если бы я настойчиво предлагала дальше, я бы вызвала еще большее отвержение. А так дочка слышыт английскую речь и улыбается. И за время "простоя" много мы не потеряли.
Как говорится, шаг назад, два вперед.
Удачи!

Мария Юнак 12 октября 2011 г. в 15:26  

Irene, ну а в школе как же? Задания ведь нужно делать не когда придет осознание, а постоянно.

Наташа 15 октября 2011 г. в 16:38  

Mеня заставляли заниматься музыкой в течение 8 лет, не желая понимать, что у меня к музыке совершенный анти-талант. Психологическая травма меня преследовала долгие годы после окончания муз. школы Результат: на сегодняшний день я не могу ничего сыграть на фортепиано (полный блек аут). А память о многолетних страданиях вылилась в то, что своей маме (учителю музыке) я запрещаю проводить со своими детьми занятия музыкой. Детей стараюсь не метать с кружка на кружок. Сын полтора года занимался рисованием и попросил прекратить на время. Я пошла ему на встречу, т.к. видела, что с тех пор как ему разонравилось рисовать, занятия шли не очень эффективно. Пошли на футбол. С первого же урока стало ясно, что Львом Яшиным ему не быть. Сын пока не понимает этого, занятия ему нравятся. Ну и пожалуйста, просто физическое развитие тоже лишним не будет. Математикой/логикой он занимается уже третий год. Там занятия проходят через игру и поэтому воспринимаются легко. Когда год занимались русским - сын это ненавидел. Результат - почти нулевой. Через год я разрешила ему прекратить. Азы он получил. Захочет когда нибудь научиться читать по русски - пойдет на курсы и выучится. Мои выводы: через силу толку в учебе не будет. Найдите интересный способ передачи материала (необычную методику, хорошего учителя). Тогда любой материал пойдет на ура. Домашние задания я тоже пока делать не заставляю. Пытаюсь смотивировать. Получается - хорошо. Нет - подождем когда немного подрастет. Ему пока 5.5 лет.

Мария Юнак 16 октября 2011 г. в 12:47  

В принципе вас, мама для непоседы , я тоже понимаю. Вам нанесли психотравму, заставив заниматься музыкой. Мама моя говорит, что для нее психотравмой стал запрет заниматься танцами...
но вот про себя скажу, что если бы меня бабушка не заставляла учиться, делать домашнее задание, я бы не только золотую медаль бы не получила, а вообще бы 11 классов вряд ли закончила. Так что не знаю, что и думать. Наверное, нет однозначного ответа на этот вопрос.

Костюченко Мария 18 октября 2011 г. в 16:46  

Мария, кстати о школе. Мне.когда я пошла в школу родители сказали, что это надо прежде всего мне и если я захочу, то учиться буду, если нет, значит это моя жизнь. все до 10-11 класса никто даже в школе ни разу не был на родительском собрании (папа пришел. не помню в каком классе, поругался с физиком моим и ушел. итог - у меня 2. первая в жизни. ) все , я сказала "Не ходил никогда в школу и не фиг было начинать"
закончила с медалью. Так что тут не угадаешь. А с братом мужа бабушка до 9 класса уроки делала. И толку?

Olga-ekb 19 октября 2011 г. в 00:01  

Мария, почему-то пропал мой комментарий.

Стимулировать, в моём понимании, - это значит заинтересовывать совместным творчеством, рассказами, своим примером.

Мария Юнак 19 октября 2011 г. в 13:42  

@Olga-ekb
Ольга, я тут с системой комментариев сражалась. Наверное, от этого пропал(

Но если свой пример все-таки не помогает, не заинтересовывает( Тогда все-таки заставлять?

Olga-ekb 21 октября 2011 г. в 19:29  

Заставлять? Мне всё-таки ближе методы, описанные в посте "Давай вместе". :)

Логинова Катя (muwawa) 6 февраля 2012 г. в 11:07  

Готова подписаться под всеми комментариям.

Светлана 5 июня 2012 г. в 00:17  

Очень интересно было читать и статью, и комментарии. Вот это и есть правильно поднятая тема - или о том, что или болит, или о том, что выстрадано и понято. Большое спасибо за материал.

Отправить комментарий

Обо мне

Моя фотография
Мария Юнак
Мне 35 лет. Играю в физику и всех приглашаю в неё играть, вместо того, чтобы бояться)))
Просмотреть профиль

Бесплатная книга

Читатели

Технологии Blogger.

Архив блога