Недавно в Осторожно, обезьянки размышляли с Ириной-Муравкой о возможности применения такого воспитания и поведения, как мама-обезьяна со своими малышами, с детьми. Можно ли им предоставить полную свободу? Ограничивать только по безопасности? Видимо, эта тема всех мам волнует. Насколько можно разрешить, и что запрещать? Вот и Светлана в "Деток много" размышляла об этом.
Мое мнение всецело совпадает с мнением автора книги "Принцип безграничности" Алексеем Карповым (Папой Карпом).
Я его даже оттуда и взяла. Или оно у меня всегда такое было? Просто все, о чем говорится в этой книге мне очень близко и созвучно. Может быть, потому, что Алексей Карпов тоже физик) И в воспитании своих трех детей он самостоятельно(!) вывел принцип безграничности -"Из моря возможностей мы выбираем лишь некоторые, отыскивая свой путь и путь для наших детей. Важно осознать, что мы вовсе не стиснуты со всех сторон абсолютно жесткими рамками. Большинство из них существует лишь в нашей психологии. Стоит хоть чуть-чуть в чем-то раскрепоститься, освободиться – и вот он, дивный простор!"
Оказывается бывают такие папы, которые вместо мам занимаются с детьми, лазят по лесенкам, катаются с горок, играют в высиживание птенцов. И представьте себе, изображают при этом маму-птицу и высиживают яица! Фантастика.
Этот папа разрешает детям строить домики в квартире, ласить на антресоли и прибивать дощечки к стенам, строя домашний скалодром! Я в шоке (приятном).
Вообще в книге много идей для совместных игр, общения с детьми. Она раскрепощает сознание родителя, если он этого, конечно, хочет.
Главное, по-моему, что этот папа стал мудрее, не взрослея. а это самое важное. (Я не сама придумала, прочла в одной книге:)
Огромный мир - в зерне песка.
В единой горсти - бесконечность.
И небо - в чашечке цветка"
Это уже Владимир Салоухин. Но как-то очень созвучно получилось)
Мое мнение всецело совпадает с мнением автора книги "Принцип безграничности" Алексеем Карповым (Папой Карпом).
Я его даже оттуда и взяла. Или оно у меня всегда такое было? Просто все, о чем говорится в этой книге мне очень близко и созвучно. Может быть, потому, что Алексей Карпов тоже физик) И в воспитании своих трех детей он самостоятельно(!) вывел принцип безграничности -"Из моря возможностей мы выбираем лишь некоторые, отыскивая свой путь и путь для наших детей. Важно осознать, что мы вовсе не стиснуты со всех сторон абсолютно жесткими рамками. Большинство из них существует лишь в нашей психологии. Стоит хоть чуть-чуть в чем-то раскрепоститься, освободиться – и вот он, дивный простор!"
Оказывается бывают такие папы, которые вместо мам занимаются с детьми, лазят по лесенкам, катаются с горок, играют в высиживание птенцов. И представьте себе, изображают при этом маму-птицу и высиживают яица! Фантастика.
Этот папа разрешает детям строить домики в квартире, ласить на антресоли и прибивать дощечки к стенам, строя домашний скалодром! Я в шоке (приятном).
Вообще в книге много идей для совместных игр, общения с детьми. Она раскрепощает сознание родителя, если он этого, конечно, хочет.
Главное, по-моему, что этот папа стал мудрее, не взрослея. а это самое важное. (Я не сама придумала, прочла в одной книге:)
Получается, важно не столько научить ребенка что-то делать, сколько предоставить ему возможность расти и развиваться по-своему, в своем ритме и темпе. Это сложно. Вот мне все хочется научить Сеню. Мне кажется, что он делает не так, не то, медленно, и что я бы сделала лучше. Тороплю его и дергаю. А уж пора было бы понять....
Например, Сеня долго не просился на горшок. Ну пи-пи иногда, а ка-ка никогда) Сначала я ругалась, а потом надоело. Я просто молча мыла и убирала. А недавно он без всяких поучений и уговоров стал сам проситься в туалет и говорить (ну на своем языке, конечно) чего хочет! САМ научился! Я над ним не стояла. САМ же сегодня подошел к настенной азбуке, тыкал в буквы и рисунки, призывая меня называть их.... А когда занятие, в смысле мама решила, что пора заниматься, то не хочет. Почему нам так трудно предоставить свободу другому существу? А себе? Часто ли мы себе ее предоставляем? Почему так хочется все и всех контролировать? На эти вопросы у меня пока нет ответа.Наверное, это эгоцентризм.
Свобода дает ребенку, да и взрослому тоже, вообще любому человеку ощущение спокойствия и уверенности. Если знаешь, что многое МОЖНО, то нет причин для истерики, нервов, криков и вообще всяких спазмов. Тогда как постоянные ограничения и направления, указания НАДО отнимают силы личности (Это не книга, это мое личное наблюдение).
Так мне хочется создать безграничность дома (папа наш только как-то против): убрать все стекла, сделать много лесенок (безопасных), стены приспособить для рисования. Они вообще для чего нужны? Подумайте. Чистые красивые стены или ребенок, что важнее? Мне очень близко мнение автора о том, что дом для него - это развивающий детский центр.
А относительно кормления малыша, я поступала как папа Карп еще до прочтения книги. Не знаю, правильно ли это, хорошо ли. Но так подсказывает мне интуиция. У нас нет никакого стульчика для кормления. И если Сеня, когда был маленький, сидел у меня на коленях во время еды, то теперь практически не сидит вообще. Возьмет еду с ложки в рот и бежит по своим делам. Съест, подбегает за второй ложкой и т.д. Я знаю, что сидеть в стульчике он бы не стал, это была бы каждый раз истерика (равно как и в детском автомобильном кресле. Хорошо, что у нас машины нет))). А еда и истерика несовместимы. В "Принципе безграничности" так же. Там даже папа ходил за детьми с ложкой по квартире, когда они были маленькие. Но теперь же не ходит! Они выросли и стали есть как все, за столом.
Только не нужно путать свободу и вседозволенность. Одно дело, когда ребенок пачкает одежду, играя или стрижет куклу, раскрашивая ее под индейца. И совсем другое дело, когда малыш ломает на улице только что посаженное кем-то деревце.
Не могу оторваться от размышлений о следовании в играх и занятиях "нити интереса, логике исследования, импульсу творчества". ...
- Обязательно нужно посидеть на крыше. Там звезды гораздо-гораздо ближе!
- Сидеть вместе с ребенком у огня. Такое древнее и радостное занятие. А как сближает.
В общем, если у меня начинается эмоциональный кризис или творческий ступор, то эта книга "Принцип безграничности" для меня становится глотком воды. Нет в ней заумных рассуждений современных психологов, каляного язык, терминов. все просто и светло.
"В одном мгновенье видеть вечность.Огромный мир - в зерне песка.
В единой горсти - бесконечность.
И небо - в чашечке цветка"
Это уже Владимир Салоухин. Но как-то очень созвучно получилось)
16 коммент.:
Я тоже по большей части жду, когда ребенок захочет сам, но уж если захотел, то нужно за этот импульс творчества хвататься и развивать его. Учить лучше всего на своем примере. Сколько раз наблюдала со стороны, как мама или папа орут на ребенка: "Перестань орать, слышать этого больше не могу". Чему ребенок может в этом случае научиться? Спасибо за интересный пост!
Интересно. ТОже бы хотела превратить часть квартиры в этакий развивающий центр. Всю не хочу, ведь жизненное пространство нужно каждому члену семьи. Чаще всего у ребёнка его нет. Нет места, где бы он мог быть хозяином. Колотил бы досочки в стену и т.п. Хотела бы, чтоб у сына такая возможность была. Но папа тоже против. А меня мучит вопрос. Свобода - это ответственность. Когда человек к ней готов?
По поводу занятий. У нас никак не получается проводить систематические занятия. Сначала я расстраивалась, потом расслабилась и решила не париться по этому поводу. Стараюсь заинтересовать чем-то, если получилось - занимаемся. Нет- откладываю. Пытаюсь направлять развитие. Ведь чтоб ребёнок подошёл к азбуке, надо, чтоб она в доме была.
Мария, спасибо за интересную статью. С сайтом Папы Карпа знакома, а вот его книгу не читала. Теперь обязательно восполню этот пробел. Я тоже стараюсь заниматься тогда, когда у ребенка есть интерес, или придумываю занятия с теми героями, которые точно дочку увлекут. Стараюсь все вплетать в игру. И мне нравится принцип своевременности. НО, для того, чтобы ребенка заинтересовать я заранее делаю разные пособия, например, плакаты на стену вешаю говорящие, страюсь, чтобы дома были нужные книги, т.е. как бы опережаю развитие. И когда дочке становится интересно, она открывает, листает, смотрит и тогда я уже начинаю рассказывать
Все это очень верно. Вот только есть такая штука, как ощущение безопасности ребенком. Давно где-то читала, что ребенку необходимо знать границы мира, границы дозволенного, иначе у него появляются страхи. Ему нужны разумные рамки. Однако же, правда в том, что нельзя ни в коем случае эти рамки выставлять на процессе естественного развития. Именно в этом принцип, заложенный методикой Монтессори. Если убрать пособия, которые не каждом по силами и по карману, то останется именно эта идея: дай ребенку все возможности для развития, наблюдай за ним и помогай нужной средой.
Для детей старше 8 лет актуальны ограничения. Но тут очень важна дипломатия, которой я, к сожалению, владею не очень хорошо.
абсолютно с вами согласна
Сидеть у костра- это действительно так сближает. До сих пор вспоминаю как в детстве мы где-то отдыхали с родителями и жарили сардельки на костре - вот вкуснотищей мне тогда это показалось!
Кстати, указания отнимают энергию не только у того, кому указывают, но и у того, кто указывает. Энергия просто утекает в никуда.
Я тоже за свободу. Но позволить ребёнку рисовать на стенах мне не хотелось никогда. Да и дочка ни разу не проявила желания рисовать на стенах. Для нас это слишком...
Мне тоже не хотелось в детстве, а сейчас хочется) Сене я бы, пожалуй, разрешила, да папа ругаться будет, поэтому рисуем на скамейках в кухне смываемыми фломастерами.
А мы рисуем на бумаге, на ткане, на асфальте... Мебель не трогаем. :)
Ой, на тканИ, прошу прощения.
Спасибо за книгу. Не слышала о такой. У нас папа, к сожалению, тоже не разрешает на стенах рисовать (не обязательно ведь на обоях! он даже листы ватмана прикалывать не хочет(( ). Приходится отвоевывать по крупицам)) Объясняя, убеждая, приводя доводы.
В прошлой квартире я разрешала детям рисовать на стенах. В итоге было очень некрасиво, а закрашивать они не давали.
Да, бессмысленные запреты нехороши. Да, способы выпускания пара и реализации основных потребностей необходимы. Но только до тех пор, пока чья-то свобода не ущемляет чьего-то комфорта.
Увы, часто тем, кто умеет ставить рамки, не хватает этой спонтанности и гибкости, о которой Вы пишете. Но тем, кто готов во всем дать полную волю ребенку, к сожалению, нередко недостает умения задавать и удерживать границы. Так что и тем, и другим есть, чему поучиться друг у друга.
Спасибо Блогам Мам, благодаря которым мы делимся разными способами решения конфликтов с детьми!
Прекрасный пост, спасибо! А правда, я заметила - интересный феномен: папы редко занимаются воспитанием детей, но уж если занимаются - они в этом куда смелее, находчивее и "продвинутее", чем мамы! (Мамы из Блогов Мам не в счет:))
Спасибо, очень интересная статья! и книгу обязательно найду и прочитаю. Мне уже поздновато, но все равно интересно!Спасибо Блогам мам за наводку!
Скажите, а что неправильного в моих комментариях? Почему они не проходят модерацию?
проходят замечательно. Но только после моего прочтения)
Отправить комментарий