Дорасти до ребенка

Сайт посвящен детям. Их воспитанию, развитию, играм.

Принцип безграничности

     Недавно в Осторожно, обезьянки размышляли с Ириной-Муравкой о возможности применения такого воспитания и поведения,  как мама-обезьяна со своими малышами, с детьми. Можно ли им предоставить полную свободу? Ограничивать только по безопасности? Видимо, эта тема всех мам волнует. Насколько можно разрешить, и что запрещать? Вот и Светлана в "Деток много" размышляла об этом. 
     Мое мнение всецело совпадает с мнением автора книги "Принцип безграничности" Алексеем Карповым (Папой Карпом).

Я его даже оттуда и взяла. Или оно у меня всегда такое было? Просто все, о чем говорится в этой книге мне очень близко и созвучно. Может быть, потому, что Алексей Карпов тоже физик) И в воспитании своих трех детей он самостоятельно(!)  вывел принцип безграничности -"Из моря возможностей мы выбираем лишь некоторые, отыскивая свой путь и путь для наших детей. Важно осознать, что мы вовсе не стиснуты со всех сторон абсолютно жесткими рамками. Большинство из них существует лишь в нашей психологии. Стоит хоть чуть-чуть в чем-то раскрепоститься, освободиться – и вот он, дивный простор!"
      Оказывается бывают такие папы, которые вместо мам занимаются с детьми, лазят по лесенкам, катаются с горок, играют в высиживание птенцов. И представьте себе, изображают при этом маму-птицу и высиживают яица! Фантастика.
Этот  папа разрешает детям строить домики в квартире, ласить на антресоли и прибивать дощечки к стенам, строя домашний скалодром! Я в шоке (приятном).
Вообще в книге много идей для совместных игр, общения с детьми. Она раскрепощает сознание родителя, если он этого, конечно, хочет.
Главное, по-моему, что этот папа стал мудрее, не взрослея. а это самое важное. (Я не сама придумала, прочла в одной книге:)

Получается, важно не столько научить ребенка что-то делать, сколько предоставить ему возможность расти и развиваться по-своему, в своем ритме и темпе. Это сложно. Вот мне все хочется научить Сеню. Мне кажется, что он делает не так, не то, медленно, и что я бы сделала лучше. Тороплю его и дергаю. А уж пора было бы понять....

Например, Сеня долго не просился на горшок. Ну пи-пи иногда, а ка-ка никогда) Сначала я ругалась, а потом надоело. Я просто молча мыла и убирала. А недавно он без всяких поучений и уговоров стал сам проситься в туалет и говорить (ну на своем языке, конечно) чего хочет! САМ научился! Я над ним не стояла. САМ же сегодня подошел к настенной азбуке, тыкал в буквы и рисунки, призывая меня называть их.... А когда занятие, в смысле мама решила, что пора заниматься, то не хочет. Почему нам так трудно предоставить свободу другому существу? А себе? Часто ли мы себе ее предоставляем? Почему так хочется все и всех контролировать?  На эти вопросы у меня пока нет ответа.Наверное, это эгоцентризм.

Свобода дает ребенку, да и взрослому тоже, вообще любому человеку ощущение спокойствия и уверенности. Если знаешь, что многое МОЖНО, то нет причин для истерики, нервов, криков и вообще всяких спазмов. Тогда как постоянные ограничения и направления, указания НАДО отнимают силы личности (Это не книга, это мое личное наблюдение).

Так мне хочется создать безграничность дома (папа наш только как-то против): убрать все стекла, сделать много лесенок (безопасных), стены приспособить для рисования. Они вообще для чего нужны? Подумайте. Чистые красивые стены или ребенок, что важнее? Мне очень близко мнение автора о том, что дом для него - это развивающий детский центр.

А относительно кормления малыша, я поступала как папа Карп еще до прочтения книги. Не знаю, правильно ли это, хорошо ли. Но так подсказывает мне интуиция. У нас нет никакого стульчика для кормления. И если Сеня, когда был маленький, сидел у меня на коленях во время еды, то теперь практически не сидит вообще. Возьмет еду с ложки в рот и бежит по своим делам. Съест, подбегает за второй ложкой и т.д. Я знаю, что сидеть в стульчике он бы не стал, это была бы каждый раз истерика (равно как и в детском автомобильном кресле. Хорошо, что у нас машины нет))). А еда и истерика несовместимы. В "Принципе безграничности" так же. Там даже папа ходил за детьми с ложкой по квартире, когда они были маленькие. Но теперь же не ходит! Они выросли и стали есть как все, за столом.

Только не нужно путать свободу и вседозволенность. Одно дело, когда ребенок пачкает одежду, играя или стрижет куклу, раскрашивая ее под индейца. И совсем другое дело, когда малыш ломает на улице только что посаженное кем-то деревце.

Не могу оторваться от размышлений о следовании в играх и занятиях "нити интереса, логике исследования, импульсу творчества". ...

- Обязательно нужно посидеть на крыше. Там звезды гораздо-гораздо ближе!

- Сидеть вместе с ребенком у огня. Такое древнее и радостное занятие. А как сближает.

В общем, если у меня начинается эмоциональный кризис или творческий ступор, то эта книга "Принцип безграничности" для меня становится глотком воды. Нет в ней заумных рассуждений современных психологов, каляного язык, терминов. все просто и светло.

"В одном мгновенье видеть вечность.
Огромный мир - в зерне песка.
В единой горсти - бесконечность.
И небо - в чашечке цветка"

Это уже Владимир Салоухин. Но как-то очень созвучно  получилось)

                                    


16 коммент.:

мария хайнц 1 февраля 2012 г. в 15:13  

Я тоже по большей части жду, когда ребенок захочет сам, но уж если захотел, то нужно за этот импульс творчества хвататься и развивать его. Учить лучше всего на своем примере. Сколько раз наблюдала со стороны, как мама или папа орут на ребенка: "Перестань орать, слышать этого больше не могу". Чему ребенок может в этом случае научиться? Спасибо за интересный пост!

Елыкомова Ольга 5 февраля 2012 г. в 00:26  

Интересно. ТОже бы хотела превратить часть квартиры в этакий развивающий центр. Всю не хочу, ведь жизненное пространство нужно каждому члену семьи. Чаще всего у ребёнка его нет. Нет места, где бы он мог быть хозяином. Колотил бы досочки в стену и т.п. Хотела бы, чтоб у сына такая возможность была. Но папа тоже против. А меня мучит вопрос. Свобода - это ответственность. Когда человек к ней готов?
По поводу занятий. У нас никак не получается проводить систематические занятия. Сначала я расстраивалась, потом расслабилась и решила не париться по этому поводу. Стараюсь заинтересовать чем-то, если получилось - занимаемся. Нет- откладываю. Пытаюсь направлять развитие. Ведь чтоб ребёнок подошёл к азбуке, надо, чтоб она в доме была.

Ирина 6 февраля 2012 г. в 07:15  

Мария, спасибо за интересную статью. С сайтом Папы Карпа знакома, а вот его книгу не читала. Теперь обязательно восполню этот пробел. Я тоже стараюсь заниматься тогда, когда у ребенка есть интерес, или придумываю занятия с теми героями, которые точно дочку увлекут. Стараюсь все вплетать в игру. И мне нравится принцип своевременности. НО, для того, чтобы ребенка заинтересовать я заранее делаю разные пособия, например, плакаты на стену вешаю говорящие, страюсь, чтобы дома были нужные книги, т.е. как бы опережаю развитие. И когда дочке становится интересно, она открывает, листает, смотрит и тогда я уже начинаю рассказывать

Логинова Катя (muwawa) 6 февраля 2012 г. в 10:54  

Все это очень верно. Вот только есть такая штука, как ощущение безопасности ребенком. Давно где-то читала, что ребенку необходимо знать границы мира, границы дозволенного, иначе у него появляются страхи. Ему нужны разумные рамки. Однако же, правда в том, что нельзя ни в коем случае эти рамки выставлять на процессе естественного развития. Именно в этом принцип, заложенный методикой Монтессори. Если убрать пособия, которые не каждом по силами и по карману, то останется именно эта идея: дай ребенку все возможности для развития, наблюдай за ним и помогай нужной средой.
Для детей старше 8 лет актуальны ограничения. Но тут очень важна дипломатия, которой я, к сожалению, владею не очень хорошо.

Мария Юнак 6 февраля 2012 г. в 12:54  

абсолютно с вами согласна

Аля 6 февраля 2012 г. в 15:31  

Сидеть у костра- это действительно так сближает. До сих пор вспоминаю как в детстве мы где-то отдыхали с родителями и жарили сардельки на костре - вот вкуснотищей мне тогда это показалось!

Olga-ekb 6 февраля 2012 г. в 18:23  

Кстати, указания отнимают энергию не только у того, кому указывают, но и у того, кто указывает. Энергия просто утекает в никуда.

Я тоже за свободу. Но позволить ребёнку рисовать на стенах мне не хотелось никогда. Да и дочка ни разу не проявила желания рисовать на стенах. Для нас это слишком...

Мария Юнак 7 февраля 2012 г. в 08:33  

Мне тоже не хотелось в детстве, а сейчас хочется) Сене я бы, пожалуй, разрешила, да папа ругаться будет, поэтому рисуем на скамейках в кухне смываемыми фломастерами.

Olga-ekb 7 февраля 2012 г. в 14:21  

А мы рисуем на бумаге, на ткане, на асфальте... Мебель не трогаем. :)

Olga-ekb 8 февраля 2012 г. в 11:17  

Ой, на тканИ, прошу прощения.

Женя Ясная 9 февраля 2012 г. в 19:52  

Спасибо за книгу. Не слышала о такой. У нас папа, к сожалению, тоже не разрешает на стенах рисовать (не обязательно ведь на обоях! он даже листы ватмана прикалывать не хочет(( ). Приходится отвоевывать по крупицам)) Объясняя, убеждая, приводя доводы.

Анонимный 13 февраля 2012 г. в 16:49  

В прошлой квартире я разрешала детям рисовать на стенах. В итоге было очень некрасиво, а закрашивать они не давали.
Да, бессмысленные запреты нехороши. Да, способы выпускания пара и реализации основных потребностей необходимы. Но только до тех пор, пока чья-то свобода не ущемляет чьего-то комфорта.
Увы, часто тем, кто умеет ставить рамки, не хватает этой спонтанности и гибкости, о которой Вы пишете. Но тем, кто готов во всем дать полную волю ребенку, к сожалению, нередко недостает умения задавать и удерживать границы. Так что и тем, и другим есть, чему поучиться друг у друга.
Спасибо Блогам Мам, благодаря которым мы делимся разными способами решения конфликтов с детьми!

Дисс 13 февраля 2012 г. в 17:59  

Прекрасный пост, спасибо! А правда, я заметила - интересный феномен: папы редко занимаются воспитанием детей, но уж если занимаются - они в этом куда смелее, находчивее и "продвинутее", чем мамы! (Мамы из Блогов Мам не в счет:))

Дисс 13 февраля 2012 г. в 18:51  

Спасибо, очень интересная статья! и книгу обязательно найду и прочитаю. Мне уже поздновато, но все равно интересно!Спасибо Блогам мам за наводку!

Дисс 14 февраля 2012 г. в 01:18  

Скажите, а что неправильного в моих комментариях? Почему они не проходят модерацию?

Мария Юнак 14 февраля 2012 г. в 10:02  

проходят замечательно. Но только после моего прочтения)

Отправить комментарий

Обо мне

Моя фотография
Мария Юнак
Мне 35 лет. Играю в физику и всех приглашаю в неё играть, вместо того, чтобы бояться)))
Просмотреть профиль

Бесплатная книга

Читатели

Технологии Blogger.

Архив блога