Дорасти до ребенка

Сайт посвящен детям. Их воспитанию, развитию, играм.

Используем язык по назначению -2

     О том, что нужно говорить с ребенком, да и со всеми мягко, нежно, по возможности тихо и без нехороших слов мы поговорили. Я вот тут подумала, а не слишком ли много мы вообще говорим? Раз научились и умеем из звуков складывать слова, то и не можем молчать:) И мысли без конца в голове рождаются, надо их озвучивать. Так? А может быть, иногда лучше вообще ничего не говорить? Не слишком ли мы много слов произносим?

А в результате нас неправильно понимают: скандалы, истерики, обиды....

Вспоминается стихотворение Тютчева SILENTIUM!  Молчание! (лат.).

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои -
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими - и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими - и молчи.

Лишь жить в себе самом умей -
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью - и молчи!..

   Да и с ребенком. Вот говорят, что с малышом нужно постоянно говорить, чтобы он быстрее заговорил сам. Все озвучивать: "Это ложка. В ней что? Кашка. Давай мы ее ам, в ротик. Вкусно? Вкусно. Одна ложка есть. А вот и вторая..." Может быть, такое многословие лишнее? Может, с ребенком нужно говорить по существу, а так молчать? Что-то я не замечаю разницы в темпе развития речи у детей, с которыми без конца говорят, и детей, родители которых немногословны, но, конечно, занимаются своими детьми: читают, играют, смотрят мультфильмы и гуляют. Но все в меру.  
    Вот недавно мы с Сеней возвращались из церкви пешком. Так хорошо шли и вдруг остановились. Малыш, как ослик маленький, ни вперед, ни назад. А до дома-то уже недалеко. Такое, наверное, у всех родителей бывало. Можно было уговорить, занять, отвлечь словами, или даже с криком взять на руки и понести в нужном направлении, но сил уже не осталось)
   Я просто молча отошла (по направлению к дому) и прислонилась к дереву. Так постояли мы некоторое время молча. Потом Сеня решил, что это игра такая, заулыбался и, подбежав ко мне, стал рядом. Я улыбнулась ему тоже и пошла к следующему дереву. Так мы метров 50 прошли. А потом он и забыл про свое упрямство.

А сколько раз я замечала следующее. Когда я спрашиваю у Сени: "Ты писать хочешь? Пойдем сходим в туалет." Он пищит и не хочет, а вскоре писается в штаны, а я ругаюсь( Но если я просто беру его и между делом сажаю на горшок, то дело сделано)

И еще, когда родители все стараются объяснить и рассказать детям (они считают, что так должно) то неминуем момент, когда они начнут врать ребенку. Ведь невозможно все объяснить такому крохе. Ну, например, малыш не хочет идти гулять. Не хочет, и все тут. Можно говорить, что мы пойдем в магазин за игрушкой, купим вкусненькое, там друзья ждут во дворе... Заведомо зная, что ничего из этого не будет. А в магазине потом врать, что кошелек забыли( Слышала я такое. По-моему, лучше не объяснять лишнего, если ребенок сам не спрашивает, чтобы не врать потом!

Мне недавно даже мультики без слов стали нравиться. С одной музыкой. Они глубже как-то. Можно додумывать слова самим или понимать без слов (что важнее).  Вот, например, мультфильм Акайро или Бумажный змей. Слова почти не нужны. Да как словами выразить то, что сказано в этих мультфильмах? Скажите, что это не для детей? Не соглашусь. Дети тоже не только узкими словами могут познавать мир. А слово, вот именно, узкое. Оно загоняет мысль в рамки. Приучить ребенка мыслить только вербально, значит отнять у него свободу творчества.

Так что я за молчание, когда слова никому не нужны)
Акайро_кадр из мультфильма

5 коммент.:

Morskaia 26 января 2012 г. в 01:09  

Я как-то в детстве с папой так к зубному шла, только от фонаря к фонарю:)))А обманывать ребенка не в коем случае нельзя, это точно! Стоит один раз промахнуться и ребенок потеряет к вам доверие, уважение и т.п.

Мария Юнак 27 января 2012 г. в 10:46  

О как. Оказывается это не я придумала про переходы от стенки к стенке (от фонаря к фонарю)))но идеи витают в воздухе;)

Наталия 27 января 2012 г. в 15:37  

Не зря говорят: "молчание - золото". Я сама стараюсь не комментировать все, что вижу, даю Егору самому додумать. Вот когда спрашивает (появился сейчас вопрос "что?", раньше пальчиком показывал), то обязательно объясняю. И я и муж стараемся Егору не врать даже в мелочах, а вот что с бабушками делать? Они почему-то ради того, чтобы ребенок не плакал, готовы наврать с 3 короба, и про собачку, и про друзей, и про гулять (когда спешим куда-нибудь и нам уж точно не до прогулок). Сколько уж им объясняю, и все равно...

Мария Юнак 27 января 2012 г. в 17:00  

вот-вот. Только у нас как раз папа этим страдает(

Елыкомова Ольга 8 февраля 2012 г. в 08:06  

Да, у нас наврать с три короба любит моя свекровь. Меня это бесило поначалу, потом я расслабилась. В конце концов, если ребёнок перестанет верить ей, я тут вряд ли смогу помочь. А может, всё будет мирно.
А в целом про молчание. Разницу в развитии речи я замечала. Мне кажется, надо чувствовать грань, где можно без умолку комментировать, а где лучше помолчать. С маленьким сыном я говорила так, как вы описывали. Потом перестала. Показалось нелепым так разговаривать со "взрослым" годовалым сыном.

Отправить комментарий

Обо мне

Моя фотография
Мария Юнак
Мне 35 лет. Играю в физику и всех приглашаю в неё играть, вместо того, чтобы бояться)))
Просмотреть профиль

Бесплатная книга

Читатели

Технологии Blogger.

Архив блога