Дорасти до ребенка

Сайт посвящен детям. Их воспитанию, развитию, играм.

Самоуважение или игра?


Целый день сегодня думаю над этим вопросом. Но расскажу все по-порядку.

Пошли мы сегодня с Сеней гулять, как обычно в парк. Холодно. Гуляли там  всего два мальчика знакомых, немного постарше. Одному около шести лет, другому четыре с небольшим. Нам почти три года.

Сеня к ним побежал, как всегда, а они к нему. Стали играть вместе. Но их игра была нехорошая. Играли в злых королев: рассыпали по дорожке снег. Меня позвали быть пешеходом, который споткнулся и поскользнулся. Я пыталась показать и объяснить, что игра эта плохая, человеку будет больно, обидно, что ругать их будут.

- А мы убежим и посмеемся - был ответ.

Тогда я увела Сеню, чтобы он в такую игру не играл.

- Сейчас сами придут сюда в другое что-то играть - говорю.

Так и вышло. Через несколько минут они пришли и стали из снега и веток костер складывать, а из большого комка снега печку делать. Сеня, опять-таки, к ним. А они не принимают. Ну, это и раньше так бывало.

Там мальчик, который старше, заводила. Это он все не то, чтобы пакости придумывает, но близко. А который поменьше за ним ведется. Когда младший мальчик с дедушкой гуляет, тот его держит в узде и не разрешает хулиганить, а сегодня дедушки не было.

Ну вот. Подошол папа старшего, поругался, велел играть всем вместе и не затевать ничего. Стали играть вместе.  Дали ему задание углей принести, мы с ним ходили - угли - ледышки собирали....

Но опять не пошло. Сеня же маленький, он стал ледышки из-под комка вытаскивать и бросать в сторону. Мальчишки разозлились, стали его прогонять.

- Уходи, мы с тобой больше не играем....

Сеня отошел, из-за дерева на них смотрит. Потом мальчики решили, что Сеня чудище и его надо поймать, посадить в клетку и на снежном костре изжарить. Стали с палками за ним гоняться и смеяться. И Сеня побежал и смеялся.

Тут мое терпение лопнуло, я взяла его на руки и унесла. По пути говорила ему что-то про самоуважение: что они смеются не вместе с ним, а над ним, что играют не все вместе, а они с ним, как с куклой. Что издеваются и обзываются. И что надо себя уважать и не играть в такой ситуации и лучше поиграть одному.

Я понимаю, что до него вряд ли хоть что-то дошло. Маленький еще.

Но я это все к чему. Хотела спросить у вас: Может, я вообще не права? Может, зря вмешиваюсь и сужу? Может, сам разберется, пройдет нужное, осознает и перерастет? И это для развития и становления  личности все нужно?

Ведь мы и сами так себя вели. Были и в нашей большой дворовой компании дети, над которыми мы смеялись, дразнили и высмеивали. А сейчас все выросли, стали сильными и самостоятельными. А тогда наши родители в детские разборки почти не вмешивались.

Еще меня возмутило, что родители тех двух мальчишек почти не смотрели за происходящим, не контролировали ситуацию и только изредка прикрикивали, чтобы дети палками не увлекались. А сами стояли и разговаривали.

Так кто же прав?

14 коммент.:

Tavika 15 декабря 2012 г., 2:27  

Ой, Маша, это такой больной вопрос! Почему старшие практически всегда начинают издеваться над младшими? Почему сильным надо обязательно обидеть слабого? Почему редкий мальчишка пройдет мимо снеговика и не разрушит его? Вопросы риторические. Видимо, это заложено в самой природе. Сто тысяч раз сталкивалась с такими ситуациями во дворе. Для себя нашла такой выход: 1. В плохой компании не гулять, даже если грозит оставить ребенка вообще без компании. 2. К старшим не водить.Только если старшие сами согласны "нянчиться". Иначе они тут же начинают самоутверждаться за счет младшего. 3. Как только дело принимает обидный для ребенка оборот, вмешиваться в игру. Аргумент "дети сами разберутся" я не принимаю - сами они только драться могут, а хорошим манерам, эмпатии и уважительному отношению их надо учить. Когда я говорю "вмешиваться в игру", я не имею ввиду воспитывать и ругать чужих детей, а просто нужно перевести игру в более мирное русло, взяв на себя организаторские функции, повести за собой не допуская, чтобы игра скатилась в плохую сторону. Это, конечно, беспокойнее, чем сидеть на лавочке и болтать по мобилке (как, увы, делают большинство родителей, считая, что они "гуляют" с ребенком). Но и полезнее всем. Только личным примером в игре, в разборе конфликтных ситуаций можно научить детей общаться.
Как-то так. Извини за "много букофф" - у самой наболело.

Мария Юнак 15 декабря 2012 г., 9:03  

я тоже так для себя примерно и решила. Вот перевести игру в другое русло, увлечь всех - это моя мечта. Как Юлия Луговская пишет) Но как что-то случается не так, я первая теряюсь и обижаюсь, как маленькая) Остается только уйти.

Надежда 15 декабря 2012 г., 23:15  

Да, такое сплошь и рядом случается. Прошлым летом гуляли во дворе дочка со своими детками 3 и 5 лет . Чуть позже и я к ним подошла Внучка сидела в песочнице, а внук все смотрел в сторону играющих мальчишек. В конце концов он подошел к ним и стал с ними бегать по двору - игра такая у них была...))) было мальчишек человек 6, разных возрастов от 6 до 10 лет. С горки металлической катались. Шестилетка один стал съезжать, да унего нога засртяла, он чуть не плачет: ногу больно, вытащить не может. Вижу, что никто к нему не подходит - помогла. Побежал дальше игратью И все бы ничего, но вот стали мальчишки его, шестилетку, дразнить и даже стукнуть пытались. Один из "задирающих" очень активно - мой сосед. Говорю ему, что атк нельзя. Поняли, вроде, оставили в покое. Прошло еще с полчаса, и теперь уже тот шестилетка начал толкать и дразнить нашего. Дочка моя подошла к нему, присела около него иговорит абсолютно спокойно, что, мол, ты только что был в такой ситуации, когда тебя обижали, зачем же ты теперь Диму обижаешь? В этот момент со скамейки подбегает женщина, все это время сидевшая там и разговаривавшая по телефону и сдругими мамами, и начинает кричать на мою дочку,что она пристает к ее сыну, хватает его за руки и она сейчас позвонит в милицию и скажет, что дочка домогается ребенка... Что либо объяснять ей было абсолютно бесполезно. Но вот вопрос: чего ж она тогда, сидя тут, на скамейке, в двух шагах от игравших детей, ни разу не пришла на помощь своему чаду, когда ему эта помощь как раз нужна была? Тоже не хотела вмешиваться, чтобы дать ему общаться самостоятельно? да не умеют они еще общаться. А только учатся. Учиться можно на примерах. и с опорой на нравственные нормы, которые передаются от взрослых детям. И "самотек" в таких случаях может и навредить

Мария Юнак 16 декабря 2012 г., 9:27  

ничего себе ситуация! я бы не выдержала и вспылила, хоть и понимаю, что глупо(
И получается так, как говорила моя бабушка "уйди от зла и сотвори благо!"
И, видимо, так правильно.

Jane Bezmaternykh 17 декабря 2012 г., 14:02  

Детки всегда такие жестокие. Видимо так и должно быть... Читаю комментарии девчонок и мурахи начинают бегать по коже. Жаль, что родители не всегда адекватные (про домогания - это конечно перегиб). Вот взрослым бы чуть больше ума. Не было бы столько скандалов на детских площадках.

Михаил 17 декабря 2012 г., 14:37  

Мария, я думаю, что вы правы на все 100%. Самоуважение ребенку нужно прививать с детства и давать ему в этом пример, иначе так и будут к нему относиться так по жизни. Сын сам должен понять и уяснить это. Возможно, он еще маленький, но все равно что-то должно отложиться

Olga 0207 17 декабря 2012 г., 19:01  

Мне кажется, в подобных ситуациях можно найти какой-то компромиссный вариант, если постараться. Уйти в данном случае означает научить ребёнка обижаться (я говорю "научить", потому что эта эмоция не заложена в детях от природы - мы, взрослые, учим детей этой сомнительной добродетели, которая вполне способна спровоцировать болезни в будущем). Тем более, если уход сопровождается такими объяснениями.

Конечно, в подобной ситуации легко погорячиться. Но если всё-таки справиться с собственной обидой и злостью, то можно поговорить с ребятами, предложить им другую игру.

Мария Юнак 17 декабря 2012 г., 19:07  

Это, конечно, лучше. Но как справиться с чужими детьми, когда их родители совсем ничего не хотят менять и их, в принципе, все устраивает? Это сложно. Я попробовала. Но в них столько негативизма, столько желания играть в зло... И им это нравится.
Надо подумать над Вашими словами.

Галина (Азбука Ума) 18 декабря 2012 г., 10:24  

Это сложный вопрос! Мне в этой ситуации жалко старших детей. Они не умеют играть, их никто не научил. Все таки твой малыш в более выгодной ситуации. У него есть ты, мама, которая научит, поможет, расскажет.
Я бы постаралась объяснить ребенку, пусть он не понимает сейчас, но обязательно поймет потом.
У нас в саду есть девочка, которая с детства считала себя лидером, навязывала всем свое мнение. Моя Катюша ей приглянулась в качестве "подруги". Очень навязывала себя моей дочке, приглашала в свои игры, а если что не по ней было - кусалась и щипалась. Очень обижала Катю. В группе не на улице, изолировать ребенка невозможно друг от друга.
Мы много разговаривали и я с этой девочкой говорила по-доброму. Она пришла ко мне с претензиями, что они играют в "Winxs", а Катя не знает как их зовут, она глупая. А я сказала, что зато Катя знает все планеты Солнечной системы, разбирается в птицах и деревьях. Разве она глупая?
На том и решили, что никто обзываться не будет. Катю научила говорить "нет", если она не хочет играть. Сейчас они играют на равных. Тяжело было. но думаю, что мы просто повзрослели: и Катя и эта девочка. Зато это бесценный опыт для моей дочки. Она теперь знает, что люди бывают разными. Главное - поддержка родителей и объяснения ситуации.

Мария Юнак 18 декабря 2012 г., 15:19  

Несколько раз прочитала твои слова. Я пока только расту с Сеней вместе) И мне многое во взаимоотношениях детей не понятно. У нас как-то проще было. То ли мне с детьми разного возраста сложно. Я только по Сене ориентируюсь.

Анна 19 декабря 2012 г., 17:16  

У меня как-то была похожая ситуация - схватила задиру и железным голосом сказал, что так делать нельзя и ещё что-то кратко по теме, на уровне внушения. А потом (мама-то рядом была, и даже по телефону не болтала), ей, так же железно, чтобы контролировала агрессию своего ребёнка.
Они от меня ещё пару лет на детской площадке шарахались. А мальчик гиперактивным оказался.

Анна 19 декабря 2012 г., 17:20  

Сочувствую.. У меня сын чувствительный, дружелюбный даже сдачу не всегда даёт( Выход пока такой - не гулять в тех местах, где агрессивные дети. Говорю, что у них злые игры и идём в другое место, по-интересней :)

Ксения 19 декабря 2012 г., 20:39  

Пока ребенок маленький, мне кажется, родители должны контролировать окружение вокруг и выступать в качестве адвокатов для своего ребенка. Понятно что он не сможет сориентироваться в такой ситуации, но наша задача как раз и заключается чтобы объяснить и избежать негативных эмоций. Ну и конечно предложить альтернативу по-лучше.

Милана 26 января 2013 г., 16:14  

Да, вопрос больной. И себя вспоминаю в детстве, что всё это было, и обмдно очень было. Но у нас детство было другое, родители все работали, до детей времени не было. Сейчас у нас есть и возможность, и желание дать детям всё самое лучшее. Значит и надо этим заниматься. Я своим всегда с самого малку говорила о доброте и мире. Рассказывала что всё в этом мире живое-и растения, и земля, и вода и все животные и люди испытывают эмоции, чувства, боль и переживание. Поэтому всё это нужно беречь, уважать, Любить. Ситуации конечно разные были, сейчас уже всё не упомню. Но в итоге сейчас я могу гордиться своими детьми. Мой Никита не разбирает друзей на слабых и сильных, он одинаково дружит со всеми, независимо от модной компании в школе. В итоге, как правило, всегда становится лидером, и к слабым детям другие начинают относиться лучше. Мне кажется, что дети лучше воспринимают пример от своих сверстников, чем от родителей. Но именно родители закладывают основу устройства души и характера у ребёнка. Кристина няньчится с младшими ребятишками в школе и учителя уже много раз говорили спасибо за это! Маша, я думаю ты всё сделала правильно, конечно нужно пытаться изменить поведение и желание других детишек к лучшему, но если это не получается, лучше просто уйти, значит для них ещё не пришло время.

Отправить комментарий

Обо мне

Моя фотография
Мария Юнак
Мне 30 лет. Играю в физику и всех приглашаю в неё играть, вместо того, чтобы бояться)))
Просмотреть профиль

Бесплатная книга

Рассылка новостей

Читатели

Технологии Blogger.

Архив блога